проектов и развития бизнеса Большой Евразии»
Российские дорожники переходят на технологию информационного моделирования
11-13 октября в Москве проходила 7-я международная специализированная выставка-форум «ДорогаЭкспо-2016». Мероприятие собрало в МФЦ «КрокусЭкспо» более 200 компаний из 33 регионов России и 6 зарубежных стран (Китая, Чехии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Нидерландов). В торжественной церемонии открытия форума приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, председатель правления Госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергей Кельбах, а также председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.
В рамках выставки-форума состоялся круглый на тему «Процесс информационного моделирования автодорожных объектов», на котором прошла презентация успешных примеров применения технологии информационного моделирования (ТИМ) в практике отечественных дорожных строителей.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Сергей Тен, депутат Государственной Думы Российской Федерации, заместитель председателя комитета по транспорту, который пожелал всем собравшимся плодотворной работы и порекомендовал смелее внедрять современные технологии.
Открыл заседание Игорь Урманов – первый заместитель председателя правления по технической политике Государственной компании «Российские автомобильные дороги». В своем выступлении Игорь Александрович сказал о необходимости применения технологии информационного моделирования в дорожной отрасли. Эта технология подразумевает последовательное применение различных автоматизированных программных комплексов при диагностике, инженерных изысканиях и проектировании объектов строительства. В результате появляется полноценная информационная модель объекта с возможностью разработки на её основе проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, ремонт, а также осуществления контроля строительно-монтажных работ, выполнение приемки и ввода в эксплуатацию, постановки на баланс, дальнейшей эксплуатации и содержания дорожного объекта в течение всего его жизненного цикла.
С докладом на тему «Процесс информационного моделирования автодорожных объектов» выступил Тимур Лубаков, начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора и рассказал, как российские дорожники планирует внедрение ТИМ. В современных условиях реализация высоких требований к качеству и экономической эффективности проектов автомобильных дорог, а также требований к их безопасности на стадии эксплуатации, возможна лишь на основе комплексного применения информационно-телекоммуникационных технологий. Для этого во всем мире ведется активное освоение процесса информационного моделирования объектов – по ТИМ-технологии. В своей совокупности, такой подход позволяет сократить затраты, повысить эффективность и оптимизировать сроки выполнения работ. В России элементы информационного моделирования уже применяются на объектах строительства и реконструкции федеральных автодорог.
В настоящее время ведется опытное применение технологии информационного моделирования объекта при ремонте участка федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» на подъезде к городу Иваново. Для данного объекта создана динамическая модель с требуемым уровнем детализации. С подробным докладом на эту тему выступил Виталий Миронюк, начальник отдела сопровождения проектирования ООО «Автодор-Инжиниринг». Применение информационного моделирования на стадии проектирования позволило существенно повысить качество проектной документации за счет проверки результатов инженерно-геодезических и геологических изысканий, в том числе с помощью мобильного лазерного сканирования и георадарного зондирования и устранения ошибок проектирования.
С докладом «Информационное моделирование автомобильных дорог: цели и задачи» выступил Владимир Бойков, председатель совета директоров Группы компаний «Индор». д.т.н., профессор МАДГТУ (МАДИ). Он в частности сказал что, информационная модель - это методологический подход к управлению жизненным циклом дорог, основанный на широком применении цифровых технологий, предполагающий сбор и комплексную обработку проектной, технической, экономической и иной информации о дорогах. Драйвером процесса внедрения этой технологии являться Заказчик, который получает прямую выгоду от ее применения. Технологию информационного моделирования можно отнести к 6-му технологическому укладу в стратегии развития научно-технического прогресса.
С докладом о современном состояние разработки международных стандартов консорциумома buildingSMART выступил Алексей Скворцов, генеральный директор ООО «ИндорСофт», д.т.н., профессор, академик Российской академии транспорта. Он рассказал о работе компании «ИндорСофт» в buildingSMART в техническом комитете по инфраструктуре infraRoom, а также об участии компании «ИндорСофт» в проекте опытного внедрения новейших стандартов в области инфраструктуры в 2016 году.
С экспертной оценкой в рамках этого мероприятия выступали представители Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Госкомпании «Автодор», научных и проектных организаций в сфере дорожного хозяйства. По итогам круглого стола стало ясно, что, несмотря на сложности в реализации ТИМ-технологии, нехватку нормативно-правовых актов и стандартов в этой сфере, следует активно продолжать развитие нормативной базы, расширять перечень проектируемых и эксплуатируемых в рамках ТИМ-методологии объектов дорожной инфраструктуры, разрабатывать новые технологии для автоматизации задач информационного моделирования.