Телефон "горячей линии": 8 (916) 565-02-85 / 8 (926) 295 -02-73 Почта оргкомитета: org@3d-conf.ru
VI Международный Форум
«Информационное моделирование для инфраструктурных
проектов и развития бизнеса Большой Евразии»
7 июня 2017 года
Конференц-центр Правительства Москвы, Новый Арбат 36

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»    Ассоциация ОПТИМ   ООО «Альянс инженеров и проектировщиков»   Российская Технологическая платформа «Строительство и архитектура»

Наш BIM — это ТИМ

10.10.2016

V Международный форум «Технология информационного моделирования — основа управления жизненным циклом объектов гражданского, промышленного и транспортного строительства», состоявшийся 1 июня в Москве, прошел под знаком импортозамещения — ведь на уровне Госсовета решено заменить английскую аббревиатуру «BIM» на русскую «ТИМ», — однако при этом форум «прорубил интернет-окно» в мировой портал TheBIMHub и уделил немало внимания вопросам, касающимся автодорожного строительства.

Главным организатором форума выступила «Деловая Россия», которой помогали Ассоциация отечественных потребителей и производителей технологий информационного моделирования (ОПТИМ), ОЦКС Росатом, Национальная ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС), Национальная палата экспертов в строительстве (НПЭС) и еще ряд крупных компаний и структур, аккумулирующих лучшие практики в области технологий информационного моделирования (ТИМ) для строительной отрасли.

От Госсовета к Минстрою

Открывая мероприятие, сопредседатель ООО «Деловая Россия» Антон Данилов-Данильян заострил внимание на том, что сейчас, особенно в свете решений, принятых 17 мая на заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса, необходимо консолидировать существующие наработки по ТИМ и активно распространять их в различных секторах отрасли и в смежных сферах экономики (финансирование, логистика, транспорт). Это поможет отечественным компаниям перейти на новый уровень, повысить эффективность проектов и усилить инвестиционный поток, прежде всего в регионы.


Начальник отдела выработки государственной политики в сфере изысканий, проектирования, строительства и подготовки кадров Минстроя России Александр Беспалов свое выступление начал с комментариев по поводу майского заседания Госсовета, на котором, в частности, принято решение о замене английской аббревиатуры «BIM» на русскую «ТИМ», что означает «технология информационного моделирования».

Далее докладчик перешел к отчету о работе Минстроя по реализации плана поэтапного внедрения ТИМ. Он сообщил, что уже реализованы пилотные проекты, которые прошли экспертизу, а по ее результатам разработаны некоторые нормативно-правовые документы. Создан экспертный совет, куда вошли представители различных регионов. В Минстрое надеются, что уже к 1 января 2018 года будет готова нормативно-правовая база для внедрения технологии информационного моделирования в России, а в 2019–2020 годах ТИМ станет обязательным для применения.

В международном формате

О состоянии мирового рынка ТИМ и влиянии информационного моделирования на производительность труда в системообразующих отраслях экономики рассказал Тахир Шариф, сооснователь TheBIMHub —международной интернет-платформы, которая объединяет специалистов по информационному моделированию.  «Обмен информацией в рамках TheBIMHub помогает нам выработать единые правила по внедрению ТИМ и применению их на практике», — подчеркнул Тахир Шариф. Он также отметил, что накануне форума в сообщество TheBIMHub вступила российская ассоциация ОПТИМ, став 141-м участником деятельности портала.

Генеральный секретарь международной ассоциации BuildingSMART International Кристофер Грум представил подробный обзор мирового развития ТИМ за последние годы, а также рассказал о подходах к стандартизации в этой области. «В перспективе стандарты
ТИМ, разработанные BuildingSMART, должны быть наднациональными, общими стандартами, на основе которых участники процесса в разных странах будут вводить собственные стандарты, гармонизированные с международными», — сказал Кристофер Грум.

С позиции ГК «Автодор»

Об опыте применения современных технологий информационного моделирования в Государственной компании «Автодор» рассказал Александр Нефедов, начальник отдела проектирования ремонтов и капитальных ремонтов департамента проектирования, технической политики и инноваций Госкомпании.

Выделены следующие особенности ТИМ:

  • в процессе проектирования создается не совокупность чертежей и описаний (текстовых, табличных) будущего объекта строительства (реконструкции, ремонта),  а его информационная модель, которая выступает в качестве общего ресурса знаний и получения информации об объекте, обеспечивая принятие оптимальных решений на всех этапах его жизненного цикла;
  • информационная модель выступает в качестве базы данных, в которой консолидируется и интегрируется информация, и содержит 3D-модели, паспорта объектов, архив документации и другую информацию по комплексу сооружений, входящих в состав автомобильной дороги, в структурированном и взаимосвязанном виде;
  • информационная модель является цифровым прототипом объекта, в котором однозначно определен каждый его элемент и обеспечена их логическая взаимосвязь.

Автодоровская презентация «Применение современных технологий информационного моделирования (ТИМ) на примере проектирования объекта «Строительство надземного пешеходного перехода на км 319+475 в Смоленской области» продемонстрировала, как на основании анализа трех представленных возможных решений, по достоинствам и недостаткам технико-экономической составляющей, был выбран наиболее дешевый и технологически простой в исполнении вариант.

Докладчик, однако, также обратил внимание на проблемы с законодательством, на уровне которого пока сохраняются барьеры для внедрения ТИМ. «Главгосэкспертиза сегодня не принимает проекты, рассчитанные по ресурсному методу, широко используемому в мире, а при оценке проектных решений неоправданно ставит во главу угла экономию от капитальных затрат, тем самым фактически перекрывая дорогу инновационным материалам и технологиям, которые приносят некоторое удорожание на этапе проектирования и строительства, но дают существенную  экономию на этапе эксплуатации», — обрисовал ситуацию Александр Нефедов.  В заключение своего выступления он предложил объединить усилия экспертного сообщества для изменения существующей нормативной базы.

… Плюс Автодор-Инжиниринг

В программу форума также был включен доклад начальника отдела оценки технического состояния мостов ООО «Автодор-Инжиниринг» (дочернее предприятие ГК «Автодор») Александра Анисимова «Цифровые модели мостовых сооружений».
Применение лазерного сканера при сдаче моста в эксплуатацию позволяет сделать исполнительную съемку в трехмерных координатах с шагом точек до 1 мм. Результатом является цифровая модель местности (ЦММ). При разработке проекта в трехмерной информационной модели (основа ТИМ) сопоставление проектных и фактических данных при сдаче моста в эксплуатацию может быть произведено в программном обеспечении базы данных ЦММ.

Одно из основных преимуществ использования ЦММ на стадии эксплуатации заключается в повышении точности определения фактических объемов и площадей ремонта, очистки, уборки и т. п. при существенном сокращении времени на их вычисление. Кроме того, сопоставление разновременных ЦММ одного и того же сооружения позволит осуществлять контроль отклонений положения, взаимного смещения и деформаций конструкций в рамках работ по диагностике.

В Госкомпании «Автодор» функционирует автоматизированная информационно-аналитическая система по искусственным сооружениям (АИС ИССО-Н) в которую, в том числе, внесены планово-высотные отметки основных конструкций мостов. Сходная по своему составу информация, но более точная и полная, будет содержаться в базе данных ЦММ. Поэтому при внедрении лазерного сканирования следует обеспечить программный экспорт информации из базы данных ЦММ в АИС ИССО-Н, отметил докладчик.
ООО «Автодор-Инжиниринг» в 2015 году разработало механизм внедрения технологии ЦММ в практику оценки технического состояния мостов, в том числе принципы программной интеграции с АИС ИССО-Н. На 2017 год запланировано опытное проведение диагностики на одном из мостовых сооружений ГК «Автодор» с использованием технологии ЦММ. Работа проводится в рамках ОКР «ЦММ Дорога» Федеральной целевой программы ГЛОНАСС.

С университетских позиций

Высшую школу на форуме представлял Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, где наработан определенный опыт по изучению и обучению ТИМ, в том числе читаются курсы лекций «Основы автоматизированного проектирования транспортных сооружений», «Экономико-математические методы в проектировании транспортных сооружений», «Геоинформационные системы в строительстве», «Информационно-аналитические компьютерные системы в дорожной отрасли».
С докладом на тему «Информационное моделирование — шестой технологический уклад. Вызов к высшему и среднему образованию» выступила Татьяна Самодурова, д. т. н., профессор кафедры проектирования автомобильных дорог и мостов.

«Информационное моделирование можно рассматривать как новый подход к проектированию, строительству, содержанию, ремонту и управлению транспортными сооружениями на протяжении всего жизненного цикла, — отметила докладчица. — Такой подход предполагает сбор и обработку всей инженерной информации… Сущность информационного моделирования, ее преимущества перед традиционными технологиями должны быть раскрыты в процессе подготовки специалистов для дорожного хозяйства».

По словам Татьяны Самодуровой, изучение основ автоматизированного проектирования и экономико-математических методов проектирования транспортных сооружений сегодня является необходимостью для подготовки инженеров-дорожников, владеющих современными знаниями и методами.

Подводя итоги

Всего в ходе работы форума прозвучало около 50 докладов, осветивших самые разные аспекты и подходы по внедрению ТИМ. Детальное обсуждение актуальных проблем состоялась в формате отдельных секций («Изыскания и проектирование», «Строительство и эксплуатация») и круглых столов («Информационное моделирование для целей развития территорий. Интеллектуализация землепользования», «Обоснование инвестиций. Проектное финансирование. Технологии информационного моделирования»). Специально для представителей субъектов РФ обсуждался «Проект программы по созданию территориальных центров информационного моделированию для технологической модернизации региона».

Информационное моделирование можно рассматривать как новый подход к проектированию, строительству, содержанию, ремонту и управлению транспортными сооружениями на протяжении всего жизненного цикла.

В первом пункте резолюции форума говорится: «Для инициирования и увеличения инвестиционных проектов в регионах и повышения региональной конкурентоспособности в отраслях, а также мониторинга хода инвестиционных отраслевых проектов и последующей эффективной эксплуатации объектов капитального строительства целесообразно создавать региональные и отраслевые центры компетенции по информационному моделированию (ТИМ–центры)». Предлагается также внести изменения, учитывающие обязательное применение данных технологий, в региональные нормативные документы. Оператором выполнения решений форума выбрана ассоциация ОПТИМ.

Журнал «ДОРОГИ. Инновации в строительстве» /  №54 / июль 2016

 

Вернуться к списку новостей